Для ребенка чрезвычайно важно развитие мелкой моторики, поскольку именно через нее развиваются такие свойства человеческого сознания, как мышление, внимание, воображение, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память, речь. Специалисты считают, что одним из действенных методов для этого является лепка. Сам процесс лепки, поделки из пластилина является отличным тренажером для маленьких детских пальчиков.
Формирование мелкой моторики очень важно еще и по той причине, что во взрослой жизни, когда ребенок уже вырастет, ему понадобятся достаточно четкие координированные движения, для того, чтобы одеваться, писать, выполнять разнообразные бытовые действия. Кроме этого, многие врачи-педиатры советуют родителям при ограниченном запасе слов у ребенка начинать развивать его мелкую моторику.
А сделать это достаточно несложно: родители просто должны приобрести определенные развивающиеся игрушки и выполнять несложные упражнения для пальчиков в форме игры со своим ребенком.
1. Упражнение «Здравствуйте, пальчики!»
Каждое утро родители вместе с ребенком должны здороваться его большим пальцем поочередно со всеми другими пальчиками на руках. Причем, нужно постараться делать это упражнение так, чтобы его большой палец соприкасался с подушечками каждого из пальчиков этой же руки.
2. Упражнение «Мячик»
У каждого в доме найдется мячик, который будет умещаться в ладошке малыша. Ребенок должен играть с ним, катать и сжимать его в ладонях. Мячик вполне возможно заменить на любой безвредный для ребенка круглый предмет или игрушку. Можно подбрасывать мячик, затем ловить его вместе с малышом, постараться в шутку тянуть за мячик, вырывая его, теребить его у ребенка в ладошке, так, чтобы он пытался удержать его. В результате этого упражнения рука малыша будет испытывать мышечное усилие. Можно катать мячик друг другу, обращая внимание, чтобы малыш распределял свои пальчики на всей поверхности этого шарика.
3. Упражнение «Рисование»
Нужно рисовать с ребенком на бумаге, максимально используя его пальцы.
4. Упражнение «Ручки и ножки»
Нужно надеть на ножку ребенку цветной носочек с пришитым колокольчиком или другим звенящим и не тяжелым предметом. Сводя и разводя стопы, ребенок должен стремиться дотянуться до своего носочка, и задеть колокольчик. Как только он захочет это сделать, нужно направить к ножке другую, противоположную руку ребенка, так, чтобы он смог схватить себя за ножку. Затем нужно переодеть носочек на вторую ножку и повторить игру.
5. Упражнение «Мячики и кубики»
Нужно положить перед малышом кубики и мячики, чередуя их друг с другом, затем предложить ребенку забрать кубик, при этом помогая ему так распределять пальчики, чтобы за кубик легче было ухватиться. Затем нужно поочередно предлагать ребенку и мячики, и кубики, желательно, чтобы постепенно в этот ряд добавились другие фигуры.
6. Упражнение «Животные»
Нужно играть с малышом в такую игру, в которой пальчики будут передать движения тех животных, которых ребенок уже знает, к примеру, движение ушей зайчика и т.д.